21 Сентября 2016
Арбитражный суд города Москвы подтвердил законность отзыва Росавиацией в октябре 2015 года сертификата эксплуатанта у авиакомпании "Трансаэро". Сама по себе позиция суда была ожидаемой, а вот фактические основания для запрета продолжать полеты вызывают много вопросов. Напомним, что с начала сентября 2015 года после проведенного в Правительстве Российской Федерации совещания операционную деятельность авиакомпании "Трансаэро" курировал Аэрофлот. Совет директоров авиакомпании "Трансаэро" 07 сентября назначил генеральным директором топ-менеджера Аэрофлота Дмитрия Сапрыкина. Назначение в деловой прессе связывали с решениями совета директоров "Аэрофлота" об участии в санации "Трансаэро" и покупке 75% плюс 1 акции авиакомпании (сделку планировали закрыть до конца сентября 2015 г.). Нет сомнений, что у СМИ были основания называть нового гендиректора "куратором от "Аэрофлота". Проверка Трансаэро проведена Росавиацией в период, когда она находилась под управлением Аэрофлота, и завершилась аннулированием сертификата эксплуатанта. Получается, что Трансаэро остановили в разгаре проводимой Аэрофлотом санации? Что же послужило поводом для запрета на продолжение полетов? В судебном акте указаны такие основания: - Трансаэро не уведомило Росавиацию о назначении руководителя; - руководитель Трансаэро не прошел аттестацию и обучение. Как выяснилось при рассмотрении дела, Сапрыкин Д.П. не уведомил Росавиацию о своем назначении, а также не прошел обязательную аттестацию в уполномоченном органе гражданской авиации и не прошел обучение по программам подготовки. Действительно, приказом Минтранса России, Минтруда России установлено что назначение на должности руководителей авиакомпаний проводится после проверки и положительной оценки знаний нормативных правовых актов, регламентирующих обеспечение безопасности движения. Сапрыкин Д.П. был назначен на должность, не имея подтвержденных знаний нормативных правовых актов, регламентирующих обеспечение безопасности и не мог обеспечить соблюдение требований предусмотренных авиационными правилами. Господин Сапрыкин был уведомлен об этих результатах проверки и возражать не стал. Возможно, нелепая случайность и топ-менеджер "Аэрофлота" о существующих требованиях обязательной аттестации руководителя авиакомпании не знал. Но неужели не знали об этом требовании и в "Аэрофлоте"? Так или иначе, но назначение куратора от "Аэрофлота" для санации Трансаэро и явилось основанием для запрета на продолжение полетов санируемой авиакомпании. Не единственным, но первым. Были и другие: финансовые показатели свидетельствуют об отсутствии перспектив для восстановления платежеспособности Трансаэро и нарушены права потребителей, в том числе безосновательной отменой 349 рейсов в период с 06.09.2015г. по 26.10.2015г. Пассажирам задержанных (отмененных) рейсов не были предоставлены обязательные услуги. Кто отменял рейсы и не обеспечил права потребителей, если в сентябре и октябре управление осуществлялось руководством от Аэрофлота? В суде представлено и письмо Аэрофлота о предстоящем прекращении заправки воздушных судов «Трансаэро» начиная с 30 сентября. А 01 октября генеральный директор распорядился закрыть продажи на все рейсы перевозчика, в связи с чем, возникли осложнения с осуществлением возвратов денежных средств по авиабилетам, приобретенным пассажирами. Такое решение повлекло ограничение доходов компании и прекращение поступления выручки. Входила ли отмена рейсов в план оздоровления? Возможно. Но суд установил, что 349 рейсов были отменены с нарушениями Правил воздушных перевозок пассажиров. Причиной отмены назывались отсутствие финансовых средств на оплату услуг за наземное обслуживание, оплату услуг за обеспечение пассажиров и экипажей воздушных судов бортовым питанием, оплату авиатоплива и услуг по заправке. Разве санирующая роль Аэрофлота не состояла как раз в обеспечении финансирования подобных, непосредственно связанных с перевозками, расходов? Можно было предположить, что усилия санаторов были направлены на урегулирование долговых проблем перевозчика. Тем более, что заместителем генерального директора Трансаэро по финансам (занимавшего ранее должность финансового директора "дочки" Аэрофлота - "Донавиа") в Росавиацию предоставлены данные о безнадежности финансово-экономического состояния и отсутствии перспектив восстановления платежеспособности без оказания помощи собственниками или кредиторами, а прекращение продажи билетов ограничило доходы компании. Видимо, у заинтересованных в санации Трансаэро членов совета директоров проводимые мероприятия и их результаты не нашли поддержки. Полномочия Дмитрия Сапрыкина 23 октября 2015 года были прекращены, на этот пост назначен Валерий Зайцев. Как следует из сообщений Интерфакса, куратор "назначенный "Аэрофлотом", отказался признать свою отставку. Аналогичную позицию заняла и Росавиация (РИА Новости). Смену главы "Трансаэро" вплоть до 30 октября отказывался признать и гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев (интервью Интерфаксу от 30.10.2015г.). Возможно, было желание довести оздоровительные процедуры до логического завершения. В конце октября 2015г. не признающий своей отставки господин Сапрыкин приостановил действие всех документов, подписанных Валерием Зайцевым и сообщил о намерении обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве "Трансаэро". Удивительно, но каждый предпринимавшийся шаг в отдельности действительно мог быть направлен на цели оздоровления. Ухудшение финансового состояния и нарушения прав потребителей формально могли быть основаниями для запрета на осуществление деятельности. Но вряд ли есть в период экономического кризиса в России авиакомпании, чье финансовое состояние не ухудшилось. И, увы, нет авиакомпаний, которые бы так или иначе не нарушали права потребителей. А вот авиакомпании, руководители которых не прошли обязательную аттестацию, нам не известны. Что же имеем в итоге? Сделка по приобретению "Аэрофлотом" акций "Трансаэро" не состоялась. 26 октября Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта Трансаэро. 23 декабря Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в отношении "Трансаэро" введена процедура банкротства - наблюдение. Несоответствие анонсированных целей (санация Трансаэро) реальным действиям и их результатам очевидно. По информации Интерфакса пассажирооборот группы "Аэрофлот" в апреле 2016 года увеличился на 12,6%. Такую динамику в «Аэрофлоте» объяснили положительным влиянием снижения конкуренции, а также уходом с рынка авиакомпании «Трансаэро» и соответствующим перераспределением пассажиропотока на российских и международных маршрутах между игроками рынка (http://www.interfax.ru/russia/510055).